Разнообразие дидактических игр с учетом требований УМК и НРК. консультация на тему. Реализация регионального компонента средствами дидактической игры Игры по нрк в старшей группе

17.03.2024

Разделы: Внеклассная работа

  • Научить учащихся играть в национальные игры.
  • Развивать ловкость, смелость, быстроту, меткость.
  • Воспитывать дисциплинированность.

Место проведения: спортивный зал.

Время проведения - 45 минут.

Инвентарь: магнитофон, гимнастические палки, скакалки, мячи, обручи,6 саней, 2 пары лыж.

Построение учащихся в шеренгу по одному.

Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего праздника! Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашей Родины, на Камчатке. Этот край богат лесом, рыбой, грибами и ягодами. Здесь очень много красивых и живописных мест. Здесь проживает много северных народов -это и коряки, и чукчи, и ительмены, и эвенки. И сегодня на нашем уроке мы познакомимся с загадками, национальными играми, легендами народов Севера.

Хотите научиться этим играм?

Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд.

В жюри мы приглашаем ваших родителей.

Класс! На 1-2 рассчитайсь!

В две шеренги становись!

1 команда. Команда "Льдинка",

2 команда. Команда "Снежинка",

За победу в каждом этапе даем команде одно очко. Капитанам команд приготовится к первому соревнованию - физкультурной разминке.

Дружно солнцу улыбнись,
На разминку становись.

Капитан: Команда "Льдинка", к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Всё у нас готово, всё у нас в порядке.
Мы в Атласово каждый день
Делаем зарядку.
Мы с красивым мячом
Упражнения начнем!

Капитан: Команда "Снежинка" к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Для занятий, как известно
Обруч нам необходим.
И красиво и полезно
Упражненья делать с ним.

В две шеренги становись!
Все дышите. Не дышите!
Всё в порядке! Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
К состязаниям готов!

Учащимся предлагается разучить игры с элементами националь-регионального компонента.

Первая игра:

"Веселое многоборье"

1. Перепрыгнуть через трое нарт. (саней)

2. Набросить маут оленям на рога.

Задания оцениваются.

Игра: "Камчатские гонки". Послушайте легенду об отважном охотнике, у которого сломалась лыжа, когда он преследовал лису. Но он на одной лыже догнал зверя. Камчатские дети часто устраивают гонки на одной лыже. Условия просты: надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию, дойдя до черты, попасть снежком(мячом) в мишень.

Учитывается количество попаданий.

Сейчас познакомимся со следующей игрой -"Охотники и куропатки "

На полу обозначается несколько кружков -гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника и по 10 человек из каждой команды-куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал "Охотник" куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась в своем гнезде. Игра повторяется 2 раза. Побеждает та команда, где меньше пойманных куропаток.

А теперь отгадайте загадки:

В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.(Чум)

Игра "Кто быстрее построит чум".

Дети берут гимнастические палки и под музыку начинают строить чумы. Выигрывает команда быстрее построившая по два чума.

Кто по снегу, по траве
Носит лес на голове?(Олень)

Игра "Оседлай оленя ".

Играют по 6 человек из команды. Сначала под музыку дети маршируют, затем бегут по кругу, и по сигналу каждый должен сесть на оленя.

Подведение итогов. Учитель обращается к учащимся.

Ну, ребята, тренировку
Провели вы очень ловко.
Получайте- ка награды:
Поздравляем! Очень рады!

Члены жюри награждают призеров

Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Физкульт-ура!

В русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования.

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры . Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 96 г. Орска нами разработаны дидактические игры, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей города.

Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана в виде паззла «Мой детский сад».

Цель: познакомить детей 4-6 лет с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Материал: реальные фото помещений дошкольного учреждения (спортивный зал, музыкальный зал, кухня, прачечная и др.), разрезанные на части в виде паззла

Дидактическая задача: собрать паззл, назвать помещение и его назначение.

Не менее интересным пособием является для детей 5-6 лет «Составь картинку из кубиков».

Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Орска.

Игровая задача : составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Орске; воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

Ход игры.

Воспитатель с ребенком рассматривают образцы – картинки с достопримечательностями города Орска. Ребенок называет, какие интересные (архитектурные) здания изображены на них, при затруднении воспитатель помогает.

Ребенок выбирает картинку, по которой будет собирать кубики. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть кубики, подобрать элементы на их сторонах. Ребенок при помощи воспитателя собирает картинку. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, воспитатель спрашивает, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или каждую картинку собирают по очереди.

Формированию представлений об архитектурных строениях города, зданиях и их назначении, памятниках и их месторасположении способствует дидактическая игра «Заколдованный город».

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материал: карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живёте?

Как давно был основан наш город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например, контур здания театра - фотография здания театра.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Продолжением темы знакомства с культурным и архитектурным своеобразием города Орска является дидактическая игра-лото «Мой город».

Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: продолжить знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками и достопримечательностями города Орска. Обогатить представления о промышленных культурных объектах города, этническом составе населения территории.

Материал: 9 больших карт с изображением различных мест города Орска и 27 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит, какие рисунки на карточке изображены. В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник закрывает данное место на большой карте.

Знакомство с региональным компонентом предполагает формирование представлений о природе (флоре и фауне) Оренбуржья. В рамках ознакомления с животным миром Оренбургской области мы разработали дидактическую игру-лото «Животный мир Оренбуржья» . Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: познакомить детей с фауной Оренбуржья, упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Оренбуржья и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила : заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит «У кого такая картинка?». В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник рассказывает, кто изображен на маленькой карточке и затем закрывает ей такую же картинку на игровом поле.

Разработанные нами дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления.

Список используемых Интернет-источников:

  1. Национально-региональный компонент учебного плана http://sociolinguistics.academic.ru/425/
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htm

Разнообразие дидактических игр с учётом требований

УМК и НРК

(консультация для воспитателей)

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста.

Если раньше в преподавании языков доминировала теория. То сейчас идёт обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие.

Поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интереснее происходит усвоение иноязычной речи.

В жизни детей дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Методика обучения второму языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.

Поэтому, на занятиях татарского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные и т.д.)

На занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов учебно методического комплекта «Говорим по-татарски», предназначенного для совместной работы взрослого и ребёнка.

Познавательно- занимательные странички тетради помогают детям запомнить слово татарского языка, правильно употреблять его в словосочетании, в предложении, выйти на общение, на предложенную тему по образцу воспитателя. А нам, воспитателям по обучению детей татарскому языку- закреплять материал, поддерживать положительную мотивацию.

Во время непосредственно образовательной деятельности многократно повторяется пройденный материал. С целью закрепления пройденного материала, с учётом требований УМК делала много разнообразных дидактических игр по возрастам детей.

По проекту мой дом: «Кем юк?», «Парын тап», «Тупны олешлэрдэн жый», «Гаилэне сыйла», «Зур – кечкенэ»,…

По проекту «Растём играя»: «Нэрсэ, нинди, ничэ?», «Курчакны киендер(чишендер)», «Тосле шакмаклар»,..

По проекту Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги»: «Тэмле аш», «Компотка нэрсэ кирэк?», «Портфельдэ нэрсэ бар»,…

В кабинете создала уголок НРК. В этом уголке много материалов для ознакомления детей с бытом и культурой татарского народа. С целью ознкомления детей с образцами декоративно- прикладного искусства,кожаной мозаики, образцами национальной вышивки, изделиями из керамики, делала много дидактических игр: «Собери узор», «Выложи узор», «Укрась фартук», «Укрась ичиги», «Найди пару», «Назови татарские национальные орнаменты»,..

Важную задачу, стоящую перед дошкольными образовательными учреждениями – воспитание любви и уважения к татарскому языку, стараюсь решать новыми своими идеями, делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительного дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения детей подготовительной группы....

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ»Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать...

КГКП « Детский сад «Петушок» отдела образования акимата

Костанайского района

Региональные игры

по развитию речи

Составители: воспитатели д\с «Петушок»

отдела образования

акимата Костанайского района-

Донцова Л.Н

Хадимулина А З.

Затобольск -17г

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана дидактическая игра в виде паззла «Мой детский сад».

Цель: познакомить детей 3-4 лет с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Материал: реальные фото помещений дошкольного учреждения (спортивный зал, музыкальный зал, кухня, прачечная и др.), разрезанные на части в виде паззла

Дидактическая задача: собрать паззл, назвать помещение и его назначение.

Ход игры : - Ребята! Сейчас я вам раздам образцы –картинки с изображением детского сада, своей группы, музыкального зала и т.д. и раздам пазлы. Нужно собрать пазл по образцу.

Валера,какую картинку собрал ты?

Это наш детский сад!

Правильно, Валера!а для чего нам нужен детский сад?

Чтобы в него ходили дети, играли, занимались и т.д.

А как называется наш детский сад? –«Петушок»

Аналогично собирают пазл музыкального зала. Выясняют его назначение.




«Составь картинку из кубиков».

Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Костаная.

Игровая задача : Не менее интересным пособием является дидактическая игра для детей 3-4 лет составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Кустанае; воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

Ход игры : Воспитатель с ребенком рассматривают образцы – картинки с достопримечательностями города Кустаная.

Саша, назови, какие интересные здания изображены на них, при затруднении воспитатель помогает.

Саша, выбери картинку, по которой будешь собирать кубики.

Саша, посмотри на кубики, подбери элементы на их сторонах. Ребенок при помощи воспитателя собирает картинку. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, воспитатель спрашивает, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или каждую картинку собирают по очереди.

дидактическая игра-лото «Мой город».

Игра предназначена для детей 4-5лет.

Цель игры: продолжить знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками и достопримечательностями города Кустаная, Астаны. Обогатить представления о промышленных культурных объектах городов.

Материал: 9 больших карт с изображением различных мест города Костаная и 27 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит, какие рисунки на карточке изображены. В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник закрывает данное место на большой карте.

Дидактическая игра-лото «Животный мир Казахстана » .

Цель игры: Игра предназначена познакомить детей с фауной Казахстана упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Казахстана и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила : заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры :Ребята, нам нужно с вами выбрать ведущего,а остальные будут учасниками игры.

Кто будет ведущим? Дети выбирают Назара.

Посмотрите….у нас есть карты больших размеров с изображением животных. Сейчас Назар возьмет маленькую карточку и спросит

«У кого такая картинка?». В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник рассказывает, кто изображен на маленькой карточке и затем закрывает ей такую же картинку на игровом поле.

"Мой любимый край".

Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края.

Ход игры:

Детям предлагают придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. "Я люблю свой край (город, деревню, поселок), потому что он (какой?) …"

Марк. давай поиграем:

Давай придумаем много красивых слов про свой поселок Затобольск

Я люблю свой поселок потому что он красивый, чистый, уютный.

Альбина,а ты любишь свой поселок? Придумай красивые слова: родной!

Молодцы дети!

"Найди две одинаковые репродукции картин ".

Цель: расширить представления детей о средствах выразительности изобразительных, архитектурных произведений, развитие зрительного восприятия, развитие ценностного отношения к профессиям архитектора, художника.

Ход игры: Педагог выставляет перед детьми изображение 3-4 зданий или репродукции картин и предлагает:

Ребята, внимательно рассмотрите и найдите два одинаковых здания

или картины.


"Сказочное произведение" (моделирование).

Цель: формирование способности к эмоционально-чувственному восприятию изобразительных, архитектурных произведений, развитие наглядно-образного мышления, ценностного отношения к произведениям устного народного творчества.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть, выставленные на фланелеграфе (магнитной доске) картины по этнической тематике, сказочные юрты.

Ребята, нужно "заселить" картины, юрты сказочными персонажами. Например, в реке Тобол будет жить золотая рыбка, а лягушка-квакушка где может жить?, а в юрте будет жить Баба-Яга, мышка-норушка?

Вот какие молодцы! Расселили всех! Расскажите где кто поселился?

"Встреча с другом (моделирование).

Цель: расширение представлений дошкольников о быте казахов, развитие ценностного отношения к культуре и истории родного края.

Ход игры:

Перед детьми на фланелеграфе (магнитной доске) выставляются иллюстрации из жизни казахов.

Ребята, посмотрите,у меня есть вот такое изображение куклы казашки и казаха батыра. Нужно определить по их одежде, дополнительным деталям, куда направляются герои.

Улан, казашка с казаном идет домой

Куда она идет? в юрту. правильно.

Сережа, батыр на коне с оружием в руках куда направляется?

на войну, охоту и т.п.

Сделав выбор, дети ставят изображение куклы на предложенную иллюстрацию.

«Кто носит эту шубку?».

Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Используемый материал:

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх).

Ребята, давайте потрогаем, погладим кусочек меха или перо и нужно угадать: «Кто носит эту шубку?».

Алиса, потрогай это перо, как ты думаешь у кого есть такие перья?

После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.

Алиса, а что есть у птиц? Перья есть? Крылья есть?клювик?

Также можно использовать загадки при угадывании животных.





Дидактическая игра «Профессии»

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Ход игры:

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

Водит машину...

Водитель! и т.п.

Перечень игр

    Д/игра «Мой детский сад».

    Д/игра «Составь картинку из кубиков».

    Д/ игра-лото «Мой город».

    Д/ игра-лото «Животный мир Казахстана » .

    Д/игра"Мой любимый край".

    Д/игра "Найди две одинаковых репродукции картин ".

    Д/игра "Сказочное произведение" (моделирование).

    Д/ игра "Встреча с другом (моделирование).

    Д/ игра «Кто носит эту шубку?».

    Д/ игра «Профессии»

Похожие статьи
 
Категории