История человечества. С древнейших времен по VI век до нашей эры. Сарматы – народ матери. Разгаданная загадка Смерть "черная" и "красная"

13.04.2024

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.

(VI век до нашей эры)

древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пифагор родился на острове Самос, одном из самых цветущих островов Ионии, в семье богатого ювелира. Ещё до рождения он был посвящён своими родителями свету Аполлона. Он был очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью. С юных лет Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра.

Приблизительно в 530 году Пифагор наконец возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. С их именем связаны в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних. В акустике пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов звуковой гармонии от числового соотношения длин струн, издающих звуки. Вполне определенно пифагорейцы признавали землю шаром и учили о вращении земли, так же как и других светил вокруг центрального огня, “алтаря вселенной, невидимого вследствие того, что между ним и землей находится темное небесное тело. Позднее у Эфканта мы находим учение о вращении земли вокруг оси, а у Аристарха Самосского (280 г. до Р.Х.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.

Пифагор впервые ввел в употребление термин “философ”, когда на вопрос, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos), то есть философ. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, но число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания. Основой чисел является единица, воплощение единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: ибо как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный. Подобно тому, как мировая троичность сосредоточена в единстве Бога, так и человеческая сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о. тетраду.

В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел, заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.

Учение Пифагора продолжает учение Орфея о бессмертии души, о перевоплощениях, о средствах спасения и очищения души, приводя его в стройную научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии. Божественную гармонию олицетворяла и семья Пифагора.

В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.

30 лет прожил Пифагор в Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою многих посвященных: он создал поверх политической власти мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству. Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 6 -12 век

Образование племенных союзов Восточных славян

Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень

Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград)

Княжение Рюрика в Новгороде

Правление в Киеве князей Аскольда и Дира

Княжение Олега в Киеве

Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания

Второй договор Руси с Византией

Княжение Игоря в Киеве

Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом

Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии).

Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря).

945 – 972(973)

Княжение Святослава Игоревича в Киеве

Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)

Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море.

Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами

Разгром печенегов под Киевом

Договор Руси с Византией

972(973) – 980

Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава

Княжение Владимира I Святославича в Киеве

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

Поход князя Владимира на волжских булгар

Крещение Руси

Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)

Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол.

Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» - наиболее древней части «Русской правды»

Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом

Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру:

Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу

Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу

Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

Победа князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая Руси мир на четверть века (до прихода в Степь половцев)

Строительство Софийского Собора в Киеве

Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей

Строительство Софийского Собора в Новгороде

Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» - второй части «Русской правды»

Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу.

Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле

Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми

Изгнание князя Изяслава из Киева

Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича

Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича

Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича

Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна

Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

Съезд князей в г. Люблеч

Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев

Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев

Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города
Владимира-на-Клязьме.

Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича

Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества

Победа князя Владимира II Мономаха над половцами

Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича

Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле

1127 - ок.1155

Княжение в Рязани Ростислава Ярославича

Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича

Походы князя Мстислава Киевского на Литву

Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича

Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя

Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича

Первое упоминание в летописи Москвы

Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого

Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю

Первое избрание архиепископа в Новгороде

Восстание в Киеве

Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле

Строительство Успенского собора во Владимире

Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская)

Поход русских князей на половцев

Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского

Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев

Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками

Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле

Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель

Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве»

Самым ценным памятником, который содержит сведения об образовании Русского государства, считается летопись «Повесть временных лет». Оттуда можно узнать о происхождении Русской земли и о том, кто был первым князем в Киеве. Летопись скорее всего составил киевский монах Нестор примерно в 1113 г. Нестором были использованы русские летописи, написанные ранее, памятники византийской и западнославянской письменности, а также народные сказания. Он занимался специальными поисками ответов, которые требуют вопросы русской истории.

Работа Нестора дошла до наших лет, но она имеет различного рода искажения и наслоения, так как позднее перерабатывалась, однако сохранился и первоначальный вариант рукописи «Повести временных лет», который свидетельствует об увлекательной попытке монаха XII в.ответить на вопрос: "Каким образом появилась Русская земля?". Его рассказ начинается, как и у всех средневековых историков, всемирным потопом.

Летописец рассказывает о том, как в древности расселялись западные и восточные славяне на территории Европы. В летописи восточнославянские племена разделены по уровню развития, который, в соответствии с описанием, был разным, на две группы. Одна из групп жила, как он выразился, «зверинским образом», при этом сохранялись особенности, присущие родовому строю: кровная месть, остатки матриархального строя, полностью отсутствовали брачные запреты, похищение жён. Таким племенам противопоставляются поляне, на земле которых был сооружён Киев. Поляне являлись «смысленными мужами», они уже имели патриархильные моногамные семьи, они обладали "кротким и тихим" характером.

Подтверждением слов Нестора может послужить археологическая карта тех земель II-V вв. н. э. Во-первых, погребальный обряд, который описан в документе: остатки сожжённого мертвеца хоронили в столпах-домовинах и в урнах, полностью соответствует обряду захоронения, так как были обнаружены поля, где находились погребальные урны. Во-вторых, древляне, радимичи и вятичи, которые заселяли лестные области правобережья Днепра, реки Сож и реки Ока, в действительности обладали более низким уровнем культуры. Территория полян в большой мере совпадают с местом, где приблизительно во II-V вв. распространилась черняховская культура, а её носители уже приблизились и почти переступили через самую последнюю границу первобытно-общинного строя,

Далее монах сообщает о том, как создавался город Киев. Князь Кий, который там правил, по повествованию Нестора, посещал в Константинополе императора Византии, всегда принимавшего киевского правителя со всеми почестями. Кий возвёл город на береге реки Дунай, надеясь на то, что останется здесь на длительный период, однако местные жители посчитали его своим врагом, и Кию пришлось возвратиться на берег Дуная.

Сочинение Прокопия Кесарийского, который является историком Византии VI в. повествует о том, что император Юстиниан I позвал к себе служить антского князя и поставил перед ним задачу: обеспечить защиту крепости на реке Дунай. Но окрестные племена вынудили пришедшего антского князя покинуть город. В летописях Прокопия и Нестора почти одинаково описана история России 6 век.

Первое событие истории на пути к созданию Древнерусского государства, по летописи Нестора, возникновение в Среднем Приднепровье княжества полян. Рассказ о Кии и его двух братьях получил распространение очень даже далеко на юг. Но всё же остаётся неизвестным, был ли в реальности князь Кий или это просто эпическое имя, которое образовалось от названия города Киева и относится к какому-либо князю, проживающему примерно во времена Юстиниана. Стоит отдать должное тому, что киевским летописцем была описана важнейшая граница в истории восточного славянства, он отметил, как складывались союзы племён, появлялись князья, правившие огромными массами людей, строились крепости - грады, которые со временем преобразовались в города и феодальные замки.

История России 6 век подобным образом описана и иными византийскими писателями. В их повествованиях переданы перемены, произошедшие в жизни славянских племенных имён, которые отразились на перегруппировке племени в промежуток времени, когда создавались их союзы. Также византийские историки говорят о том, как среди антов появлялись предводители типа Мезамира, сына Идарисия, которые были опасны для Византии возможностью их объединения и возглавлением «бесчисленных племён» антов. Известным фактом о славянских князьях является то, что византийцы старались звать их к себе служить и давали им роль начальников эскадр и пограничных районов, полководцев.

При царствовании Юстиниана I очень большое количество славян смогли продвинуться до северных рубежей Византийской империи. Они пересекали Дунай, переходили пограничные укрепления и занимались захватом плодородных балканских земель. Византийские историки очень ярко описывают то, как славянские войска вторгались в пределы империи, а затем забирали пленных и увозили богатства, а также про то, как славянские колонисты заселяли империю. Так как у славян были общинные отношения, их появление в Византии способствовало уничтожению здесь рабовладельческого строя и развитию феодализма.

Успешная борьба славян с Византией может сказать о том, что уровень развития славяне имели довольно высокий на те времена. Походы на дальние расстояния способствовали тому, что усиливалась власть князей на территориях коренных славян, это сопровождалось созданием племенных княжений.

Совершенно очевидным является то, что поляне возглавляли племенной союз, который образовался в Среднем Поднепровье, постепенно были вытеснены названия остальных племён и все они распространились практически по всей лесостепной полосе и заселили Восточную Европу, которая была занята славянами-земледельцами и прочими различными кочевыми племенами.

Государство полян-руси, рассказом про которое начинается повествование летописца, даёт начало истории государственности России.

Самое время вспомнить про уже случившуюся землетрясительно-вулканскую мегакатастрофу в 6-м веке н.э.

Загадочный "конец света" и закрытие Солнца черным облаком , о чем писали византийские хроники в 536 и 537 годах нашей эры , и последовавшая за ними чума Юстиниана, были связаны с извержениями вулканов, чьи следы ученые нашли во льдах Гренландии и Антарктики, говорится в статье, опубликованной в журнале Climatic Change.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонези и", — заявила Кирстин Крюгер (Kirstin Krueger) из университета Осло (Норвегия).

Крюгер и ее коллеги изучали одно из самых загадочных явлений в истории поздней античности и начала средневековья. В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий , другие византийские летописцы и их коллеги в других очагах цивилизации в иных регионах Европы писали о "конце света " - загадочном эпизоде затемнения Солнца, в ходе которого некое темное облако накрыло светило, заставив его почернеть, что продолжалось несколько месяцев.



С данными эпизодами хроники того времени связывали самые разные катаклизмы и события - голод в Византии из-за неурожаев, серию политических и социальных волнений, и эпидемию чумы 540 года, которая возникла в результате завоза в Константинополь крыс и чумных блох из Египта вместе с грузами зерна.

О причинах этого события ученые спорят довольно давно - часть климатологов и геологов считает, что в этом были виноваты вулканы, выбросившие большое количества пепла в атмосферу по аналогии со знаменитым взрывом горы Тамбора в 1815 году, которая тоже вызвала "вулканическую зиму", а другие приписывают эту роль иным природно-климатическим факторам.

Авторы статьи выяснили, что первая гипотеза, скорее всего, является верной, проанализировав несколько вариантов летописных описаний данного "конца света", а также изучив содержание образцов льда из Гренландии и Антарктики, сформировавшихся в то время.

Эти фрагменты льда, как показал анализ, содержали в себе большое количество соединений серы и других соединений, содержащихся в большом количестве в вулканических газах и пепле. Используя доли этих соединений в качестве ориентира, Крюгер и ее коллеги построили климатическую модель, описывающую события 536 и 540 годов.

Эта модель показала, что двойное "почернение Солнца" привело к гораздо более сильным последствиям, чем можно было ожидать от каждого извержения по отдельности - его сила была максимальной за последние 1200 лет. В среднем, температура на Земле понизилась на два градуса Цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие Земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северную Африку - во время лета.

Подобный "рисунок" климатических изменений хорошо соответствует тому, о чем нам говорят римские и константинопольские хроники, а также данные раскопок на севере Европы и Африки. Это, как считают Крюгер и ее коллеги, позволяет с уверенностью говорить о том, что "конец света" 536 и 540 годов были вызваны именно вулканами.

Похожие статьи