Инновационная направленность в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста. Плавание как фактор оздоровления детей в ДОУ Специфика физического воспитания дошкольников

15.04.2024

Курсовая работа

Тема: Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая характеристика плавания………………………………Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста………………………….7

1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста. Значение плавания……………………………………………………………….11

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов…………………………………………15

2.2. Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………19 2.3. Показатели снижения заболеваемости у детей школьного возраста, занимающихся плаванием………………………………………………………22

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки………………...…24

2.5. Медицинский контроль за физическими упражнениями в воде………...25

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………..28

Введение

Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.


Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу человека.

Занятия детей плаванием в раннем возрасте благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации .

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая характеристика плавания

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела плавающего немного больше.


Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу плавающего человека. Но сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем больше сопротивление.

Сенсорные системы.

При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи, нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нельзя заниматься плаванием в связи с возможностью несчастных случаев . Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной системы ведут к повышению ее функциональной устойчивости. Степень реакций, возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.

Расход энергии.

Расход энергии во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах спорта. Существуют две основные причины этого: во-первых, преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью), во-вторых, большое количество энергии теряется в виде

1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

Развитие организма детей школьного возраста связано с деятельностью нервной и эндокринной систем. В соответствии с наследственными особенностями развития эти системы обеспечивают управление всеми функциями растущего организма.

Центральная нервная система .

В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются значительной силой и уравновешенностью, условные рефлексы – достаточно стабильны. Все виды внутреннего торможения проявляются вполне отчетливо. В этом возрасте отмечается недостаточность регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования. Это выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности.

В младшем школьном возрасте быстро развивается речевая функция. Обучение чтению и письму способствует совершенствованию второй сигнальной системы. Словесная информация становится более полной, способность к отвлечению, абстрагированию повышается. Совершенствуется способность к полному и точному словесному выражению двигательных ощущений. Физическое воспитание обеспечивает более тонкое взаимодействие сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на двигательную функцию.

Подростковый возраст проявляется в преобладании процессов возбуждения и в нарушении координации движений. У подростков нередко отмечаются угловатость, неловкость движений. Эти особенности имеют временный характер, но их следует учитывать при дозировании физических нагрузок.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов


Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.

При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.

К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).

Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.

Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.

Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Программа по оздоровлению детей может включать в себя два курса:

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки

В настоящее время здоровые дети составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов и приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки.

Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже°С. Иначе не достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника.

Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания.

Примерная схема занятий для детей 9-10-летнего возраста

Заключение

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная систем. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.

Изучив данные первой главы, можно сделать вывод, что плавание с оздоровительной целью можно применять в занятиях со здоровыми детьми школьного возраста и, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам.


Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Необходимо руководствоваться такими принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип возрастания нагрузки и повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Эффективной организационно-технологической основой являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей школьного возраста.

Проанализировав данные второй главы, можно сделать вывод, что комплексное применение методов обучения плаванию, способствует прохождению учебно-тренировочного процесса на высоком уровне.

Список использованной литературы

1. Анохин принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.

2. Белиц- Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

3. Булгакова./ Пособие для инструктора-общественника. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

4. Булгакова и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. - М., 2001.

5. Булгакова детей плавать./Учебное пособие. - М., 1977.

6. Васильева человека. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

7., Никитинский детей плаванию./Учебное пособие. – М., 1973.

8. Горбунов дарит здоровье. – М.: «Советский спорт», 1990.

9. Епифанова физическая культура. – М.: «Медицина», 2001.

10.Инясевский К. А., Никитинский пловца./Пособие для тренеров. – Санкт-Петербург, 2000.

11.Карпман медицина./Учебное пособие для институтов. - М.: «Физкультура и спорт», 1980.

12. Ты - сильнее воды. - М.: «Молодая гвардия», 1983.

Главное в обучение плаванию - это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоравления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ДОУ

«Вода, у тебя нет вкуса ни цвета, нет запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты не обходима для жизни; ты сама жизнь, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинает бурлить высохшие рудники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент – Экзюпери

(французский писатель)

Двигательная активность тесно связана со здоровьем ребенка: движение здоровья влияет друг на друга. Особое место занимает плавание. Плавание – одно из важнейших звеньев воспитания ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность сердечно- сосудистой деятельности, дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата.

Этот вид спорта является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Наш сад считается муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 400 городского округа Самара с приоритетным осуществлением физического развития детей. Задача – детского сада приобщение детей к активным занятиям физической культуры и занятиям плаваниям (в частности).

Главное в обучению плаванию – это преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству. Использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации, профилактики и оздоровления.

Занятия по плаванию в каждой группе проводятся 2 раза в неделю. Опираясь на свой многолетний опыт работы по обучению детей плаванию, хочу порекомендовать родителям приучать детей к водным процедурам с раннего возраста (1,2 – 2 года). Целесообразно ежедневно утром и вечером умывать ребенку не только лицо и шею, а в дальнейшем надо обтираться до пояса, на сухо растирать тело полотенцем, обтирать прохладной водой стоп и ног.

Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем можно в ванной игру продолжить. Лейте воду на ребенка из лейке начиная с ног.

Система упражнений и игр в обучении дошкольников основано на закономерностях по этапности формирования соответствующих навыков:

Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способами передвижения по дну;

Упражнения и игры на погружения в воду с головой и открывания глаз в воде;

Упражнения помогающие овладеть выдохом в воду;

Всплывания и лежание на воде;

Скольжение по поверхности;

Овладение движениями рук и ног;

Освоение техники дыхания;

Общая координация движения способом плавания кролем на груди и на спине.

При начальном обучение плаванием, используется исследовательский метод обучения. На занятиях младших группах уровень воды в бассейне подбирается так, чтобы дети свободно могли сидеть в воде, свободно передвигаться по воде. При прикосновение с водой, вода детям попадает в рот, нос, уши, глаза, поэтому важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды.

Объяснить ребенку, что вода ласковая, добрая, прозрачная (показать игрушки под водой,предложить их достать);
- предложить погладить воду, подвигать руками вверх – вниз, влево – вправо;

Похлопать по воде ладошками;

Постучать по воде кулачками;

Передвигаться по дну на руках, вытянув ноги («Покажи пятки», «Крокодилы»).

При погружении в воду с головой рот ребенка остается открытом, а многие дети пытаются делать вдох в воду. Поэтому целесообразно нужно учить ребенка задерживать дыхание на вдохе и каждый раз напоминать ему. Что при соприкосновением с водой рот должен быть закрыт.

Игры:

Погружаться в воду до подбородка («Островки»);

До уровня носа;

До уровня глаз (« Нос утонул»);

В воде все лицо (« Найди игрушку»);

Проверте открыты ли глаза у ребенка в воде (« Сосчитай сколько игрушек на дне»).

Следующий этап в обучение плаванию – упражнение на дыхание.

Вдох нужно выполнять быстро через рот, выдох – постепенно, полностью через рот и нос.

Плавание – лучшая тренировка дыхательной системы. Ребенок, делая глубокий вдох, действует действия:

Дует на игрушку;

Дует на воду, как на горячий чай;

Выполняет выдох вводу «энергично».

Следующий этап в обучение плаванию – это скольжение «стрелка».

Оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской не опуская лица в воду;

Оттолкнувшись от о дна ногами, просколзить, до противоположного бортика с доской опуская лицо в воду.

Скольжение на воде дает разгрузку зон роста позвоночника, снимает напряжение тела, вырабатывается хорошая осанка. Далее отрабатывается скольжение согласования движений ног кролем. Предварительно на разминки (суши) показать как правильно работать ногами: прямые, носки оттянуты, повернуты внутрь, затем приняв горизонтальное положение сначала медленно, а затем быстро и часто выполнять движения ногами кролем.

Работа ногами оказывает укрепляющие воздействие на стопу, предупреждает плоскостопие. Затем учить плавать при помощи ног, рук, согласовывать движение с дыханием, предварительно показать движение рук на суше (« мельница»).

Помните вы рядом Вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнения Вы а затем, после слов « делай, как я, - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию смелости, решительности.

Выбирая игры нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность.

Игры на ознакомление со свойствами воды.

Волны и море

Играющие выстраиваются в шеренгу: ноги на ширине плеч, руки опущены в воду. По сигналу выполняют движения обоими руками вправо - влево (пальцы сцеплены) .

Игра для преодоления водобоязни.

Карусель

Встать в круг, взяться за руки. По сигналу начинают движение по кругу со словами: « Еле – еле, еле – еле, закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом». Играющие пробегают два круга до очередного сигнала: « Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движением в другую сторону.

Игра на погружение с головой в воду и открывание глаз в воде.

Водолазы

Играющие достают игрушки, брошенные на дно бассейна.

Игра с выдохом в воду.

Качели

Играющие, встают по парам спиной друг другу и берут друг друга под руку. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делают выдох.

Игры на всплывание и лежание на воде.

Поплавок

Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый « поплавок» старается продержаться на воде до счета 10.

Медуза

Играющие по команде сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.

Игры со скольжением и плаванием.

Стрела

Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего принявшие положение скольжения, одной рукой за ноги, другой – под живот и подталкивает к противоположному бортику бассейна.

Торпеды

Играющие становятся в шеренгу и по сигналу выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Выигрывает проплывший большее расстояние.

В конце посещения детского сада дети, которые посещали бассейн не боятся воды, свободно проплывают кролем на груди и на спине в полной координации движений (6 – 8 метров), знают об о всех спортивных способах плавания. В результате дети меньше болеют простудными заболеваниями, улучшение показателей в развитие скоростных, силовой выносливости, а также жизненной емкости легких. К концу посещения детского сада у многих детей снимается диагноз сколиоза и плоскостопия, благодаря занятиям плавания.

Я буду очень рада, если мой опыт по обучению детей плаванию и их выздоровлению на современном этапе в ДОУ поможет молодым инструкторам по плаванию и родителям.


Ситнова Елена Валерьевна

Плавание - жизненно важный навык, одно из основных средств всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время чередуются напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Душ тоже играет немалую роль в оздоровлении детей. Это сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному

фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную систему возбуждающее действие. Душ особенно полезен малоактивным детям. Температура воды + 34С, и доводится до + 28С. Длительность обливаний от 30-40 секунд до 1-1,5 минут. Чем холоднее вода, тем короче процедура.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые бояться входить и погружаться в воду, бояться брызг и глубины, а у некоторых боязнь перед тем, что может не получиться выполнить правильно то или иное упражнение. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха, неуверенность в собственных силах и боязнь глубины. Именно поэтому работа направлена на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Вода является отличным антидепрессантом, укрепляет нервы и «смывает» негативные эмоции.

Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость,самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание положительно влияет на систему дыхания. Связано это прежде всего с тем, что ребенок дышит в необычных условиях. Вдох и выдох он совершает, преодолевая сопротивление воды. Это способствует развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной емкостью легких, совершенствованию дыхательного ритма.

Плавание является важным средством предупреждения, и даже исправления начинающихся нарушений осанки. Корригирующее действие плавания обеспечивается расслаблением мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений.

Плавание укрепляет нервную систему: на занятиях в бассейне дети получают множество положительных эмоций. Благодаря систематическим упражнениям в воде устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, развивается способность управлять своими движениями в сложных условиях.

Вода оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие, обеспечивающий крепкий сон ребенку.

Дети, занимающие плаванием, реже болеют простудными заболеваниями, так как плавание закаляет и формирует стойкий иммунитет(21).

Оздоровительный, компенсирующий и восстановительный эффект занятий

плаванием связан с повышением общей выносливости, физической работоспособности дошкольника. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно – сосудистых заболеваний, снижением массы тела и жировой массы, содержанием холестерина и триглицирина в крови, понижением артериального

давления и частоты сердечных сокращений.

В каждом дошкольном учреждении бассейн посещают дети с разными показателями здоровья (ДМТ (дефицит массы тела); ИМТ (избыток массы тела); гипердинамический синдром; с различными нарушениями координации движений, опорно - двигательного аппарата и т. д).

Дети с ДМТ (дефицит массы тела) отстают в физическом развитии, показатели их физического развития обычно ниже среднего уровня. Эти дети не выполняют возрастные нормы в беге, метании, прыжках и т. д., быстро утомляются, медленно восстанавливают свои силы. У детей с ДМТ формируется негативное отношение к физическим упражнениям, занятиям спортом. Они становятся неуверенными в себе, боятся вызвать насмешки у сверстников. Всё это вызывает у таких детей стрессы и может привести к появлению неврозов.

Дети с ИМТ (избыток массы тела) мало подвижны, инертны, быстро утомляются, у многих бывает отдышка, потливость. Они не приспособлены к увеличению нагрузок, отстают в физическом развитии, особые затруднения у них вызывают бег, прыжки в длину и в высоту, подвижные и спортивные игры. У таких детей развивается комплекс «неполноценности». Они боятся быть неуклюжими, не поворотливыми, очень переживают и волнуются, когда их включают в состав спортивной команды для участия в эстафетах, соревнованиях. Обычно эти дети отказываются выполнять физические упражнения публично.

У детей с ИМТ так же как и у детей с ДМТ формируются нежелательные личностные качества: неуверенность, излишняя самокритичность, иногда агрессивность. Основной причиной таких показателей результативности детей является низкий энергетический потенциал их биосистемы. Организм испытывает недостаток кислорода в мышечных тканях, что отрицательно влияет на структуру и функциональные возможности мышечных волокон. У таких детей очень низкие запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена, поэтому в мышцах детей не поддерживается нужный уровень потребления кислорода.

Всё это в целом приводит к снижению функций опорно-двигательного аппарата, к ухудшению состояния сердечно – сосудистой системы и к нарушению обмена веществ.

Дети с гипердинамическим синдромом имеют большие поведенческие проблемы, вызванные особенностями состояния психики и нервной системы.

Обычно эти дети легко переносят физические нагрузки, любят принимать участие в спортивных соревнованиях, имеют высокий уровень физического развития по отдельным показателям. Вместе с тем недостаточный мышечный контроль может вызвать переутомление, перегрев организма. В таких случаях дети могут заболеть

простудными заболеваниями или иметь проблемы в состоянии в сердечно – сосудистой системе.

Исследуя развитие детей дошкольного возраста, учёные пришли к выводу, что этот возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребёнка и соответствующим развитием систем и функций его организма.

Координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отмечается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координационных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребёнка регулировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил и является средством познания возможностей своего двигательного аппарата. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, так как является необходимым компонентом любого двигательного действия, без развития таких качеств как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.

Поэтому лучшим выходом для развития координации будут занятия плаванием.

Таким образом, для организации успешной работы по развитию движений дошкольников используется индивидуально – дифференцированный подход для того, чтобы потребности каждого ребёнка были учтены на каждом занятие по обучению детей плаванию.

Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:

1 этап - заключается в проведении упражнений на суше,

имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения

руками с поворотом головы, маховые движения прямыми ногами от бедра,

не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа.

2 этап - освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии. Самое трудное на данном этапе - это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно.

3 этап - обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно, чтобы ребенок не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой.

4 этап - обучения полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения - 4:1 и даже 5:1. при плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох - выдох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4-6 движений ногами(8).

Таким образом, общая оценка благоприятного влияния плавания на организм ребенка в дошкольном возрасте представляется в двух аспектах:

1) медико - физиологическом - укрепление различных функциональных систем детского организма, обеспечивающее полноценное развитие центральной нервной системы;

2) психологическом - один из путей формирования произвольной регуляции движений и действий, которые обладают повышенной восприимчивостью к внешним обучающим воздействиям именно в дошкольном возрасте.

2 Особенности организации оздоровления детей в процессе обучения плаванию

Любое дело начинается с серьёзного подхода к его организации. Сюда относятся:

Выбор формы проведения работы;

Составления графика;

Подбор контингента детей, посещающих занятия по обучению плаванию;

В выборе упражнений, игр;

Составления перспективного плана;

Разработка конспектов и, конечно же, классификация и дифференциация в

выборе приёмов стимуляции развития каждого ребёнка.

Наличие крытого бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При этом должны быть обеспечены необходимые условия для жизни детей в дошкольном учреждении, налажен медико - педагогический контроль за воспитанием и здоровьем каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время функционируют 9 возрастных групп, 6 из них посещают бассейн. Занятия по оздоровлению детей проводятся с 09.30-10.30, 11.30-12.30 и после дневного сна с 15.15 - 17.00.

Дети посещают бассейн 2 раза в неделю, занимаясь подгруппами по 8-10 человек. Продолжительность занятия в средней группе 10-15 минут, в старшей 20-25 минут, в подготовительной 25-30 минут. Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет оздоровительной работе с детьми, для чего создана и постоянно пополняется предметная развивающая среда для оптимизации двигательного режима, в системе ведутся профилактические процедуры и закаливающие мероприятия.

Предварительно разрабатываются комплексы занятий по оздоровлению, с учетом уровня физического развития ребёнка, здоровья детей; половых различий; уровень физической подготовленности; уровня двигательной активности.

Организационная работа по оздоровлению детей включает в себя три этапа:

Первый этап.

На первом этапе этой работы подбираются упражнения в соответствии с потребностями детей и медицинскими рекомендациями. Дифференцирую их по степени нарастания трудности, выстраиваю по очерёдности включения в комплекс, продумываю кратность выполнения упражнений для каждого ребёнка, определяю место расположения детей в бассейне в зависимости от упражнений и проблемы, которую имеет ребёнок.

Например:

Для устранения двигательных нарушений в содержании комплекса ввожу следующие упражнения:

Круговые движения руками;

Махи руками;

Имитационные движения («бокс», «лыжник» и т. д.);

Сгибание, разгибание рук;

Различные виды плавания;

Базовые упражнения, например:

Упражнение «Противоход»

И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены, корпус вертикально.

Поднять одну руку вверх, одновременно левую ногу отвести назад. Смена руки и ноги.

Упражнение «Ножницы»

Чередование ног.

И. п. – стоя, ноги врозь, корпус вертикально, левую руку поднять вверх, правую отнести назад.

Одновременно вытянуть правую ногу максимально вперёд, а левую – назад.

Чередовать положение рук и ног и т. д.

В этих упражнениях добиваемся от детей скоординированности движений, используя сигнал, счёт, синхронный показ.

Для снижения массы тела используются такие упражнения, как:

Бег и прыжки в воде; - являются основным средством. Они используются для повышения функциональных возможностей организма в целом, развития выносливости, силы, скорости, координации движений.

Плавание – используется, как средство восстановления сил после занятия.

Обычно с детьми, имеющими избыток массы тела (ИМТ, занятия проводятся в глубокой части бассейна, им даётся нагрузка с ориентировкой на состояние ребёнка.

Для снятия возбуждения и стрессов у детей, берем упражнения на релаксацию:

Растяжка; упражнения на гибкость;потягивание.

Во время выполнения этих упражнений очень важно подобрать правильное музыкальное сопровождение, которое поможет выполнить движение в замедленном темпе.

Второй этап.

На втором этапе составляется перспективный план работы, который включает:

Цели и задачи;

Комплекс упражнений с их усложнением (Приложение №1).

Третий этап.

На третьем этапе разрабатываются конспекты занятий, отражая в их содержании физическое здоровье детей, достигнутый ребёнком уровень физического развития, его гармоничность, уровень двигательной активности ребёнка, степень его физической подготовленности.

В связи с тем, что педагогический коллектив нашего детского сада, в своей работе с детьми использует классическую структуру построения занятий, и мои занятия тоже состоят из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

Перспективное планирование

Физкультурно - оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей.

Занятия по обучению плаванию проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп продолжительностью от 20-30 минут (в соответствии с возрастом детей)

Перед началом занятий по плаванию с детьми проводятся специальные беседы. Детей знакомят с правилами личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде.

Организация обучения плаванию и оздоровительной работы дошкольников в нашем дошкольном учреждении проходит поэтапно и представляет собой определенный алгоритм.

1 этап - исследовательско - проектировочный:

Исследование уровня состояния здоровья детей;

Исследование информированности детей и родителей о важности плавания и возможностях дошкольного учреждения. На этом этапе определяются подгруппы детей на основе данных о состоянии их здоровья (группа здоровья, группа закаливания).

2 этап - организационно - исполнительский:

Для учета выполнения поставленных задач ведется журнал учета, который позволяет планировать дальнейшие занятия и вести индивидуальную работу. Медицинская сестра бассейна ведет журнал посещаемости, где фиксирует присутствие ребенка, либо его отсутствие с указанием причин. Дети отсутствовавшие в дошкольном учреждении по болезни временно освобождаются от занятий в воде и занимаются «сухим» плаванием. «Сухое» плавание - состоит из общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше, а также дыхательных упражнений.

Занятия по обучению детей плаванию строю на основе индивидуально - дифференцированного подхода, так как все дети по - разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто - то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот - медлительные; способности и плавательные навыки у детей также разные.

3 этап - рефлексивный:

В течение года отслеживается соответствие прогнозируемых результатов и реально получаемых по следующим параметрам:

* физическое состояние - уровень заболеваемости ребенка,

состояния искривления осанки - два раз в год;

* укрепление нравственно - духовных качеств: формирование нового

отношения к себе и своему здоровью, своим способностям и

возможностям;

* уровень плавательных навыков - один раз в месяц.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.



Плавание - удивительный вид физических упражнений. Оно доставляет детям радость, служит прекрасным средством отдыха и закаливания. Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы, воспитывают силу, улучшает подвижность суставов. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более плавание улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию. Дети регулярно, занимающиеся плаванием отличаются пропорционально развитой мускулатурой, хорошей осанкой. Плавание оказывает благотворное влияние на сердечно - сосудистую и нервную системы ребенка.

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств системы физического воспитания.

Так же плавание положительно влияет и на формирование характера ребенка: дети приучаются преодолевать различные трудности, развивается и укрепляется воля, дисциплина, смелость, самостоятельность.

По нашим многолетним наблюдениям, эффективным средством закаливания и физической тренировки людей пожилого возраста является дозированное плавание в прохладной (от +17 до +20°) и теплой (от +21 до +26°) воде, оказывающее положительное воздействие на движение крови по сосудам.

Как известно, плавание благотворно влияет на все основные функции организма, и особенно на функции дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Гидравлическое давление и сопротивление воды способствуют более легкому выдоху и несколько затрудняют вдох. Под действием плавания в прохладной воде усиливается вентиляция легких, дыхание становится глубже, увеличивается экскурсия грудной клетки и подвижность диафрагмы. Сжимая печень и другие внутренние органы, диафрагма усиливает брюшное кровообращение и продвижение крови к сердцу. В результате дозированного плавания урежается число сердечных сокращений, улучшается состав крови.

Все это экономит резервы сердца, повышает защитные силы организма.

Плавание положительно влияет на мышцы и суставы. Вода действует обезболивающе и оказывает массирующее влияние, что улучшает питание кожи, повышает ее эластичность и тургор. Механизм массирующего воздействия воды проявляется в усилении общей циркуляции крови и лимфы. Это облегчает работу сердца, обеспечивает эффективную доставку питательных веществ и кислорода клеткам организма, в том числе мозга и сердечной мышцы. Если плавание проводится в морской воде, то оказывается выраженное химическое воздействие.

Практика убеждает в большой ценности плавания не только как оздоровительного, но и как лечебного средства.

Для изучения роли дозированного плавания в комплексном восстановительном лечении больных сердечно-сосудистыми заболеваниями нами были проведены наблюдения на курорте Сочи за лицами в возрасте от 60 до 72 лет. В 1966-1967 гг. было исследовано 106 больных облитерирующими * заболеваниями артерий конечностей (С. Е. Кабанов, Л А. Куничев, Н. С. Гадзюк); в 1968-1969 гг. - 102 больных атеросклерозом (Л. А. Куничев, Л. П. Елиашевич); в 1970-1974 гг. - 150 больных гипертонической болезнью (Л. А. Куничев, И. И Бунов).

Исследования проводились в холодный период года в закрытом плавательном бассейне с морской водой, находящемся на берегу моря. Зеркальная поверхность чаши бассейна равна 225 м 2 (25x9 м), минимальная его глубина - 100 см, максимальная - 180 см, температура воды в нем +24-26°.

Для занятий плаванием больные делились на три группы: слабого, среднего и интенсивного режима физической нагрузки. Включение в соответствующую группу проводилось строго по показаниям.

На основании ряда экспериментов нами были разработаны в соответствии с тремя режимами разные методики плавания, рассчитанные на тренировочные занятия в период месячного пребывания на курорте.

Больным, которым назначался режим слабого воздействия, рекомендовалось плавать брассом или на боку с небольшой скоростью -0,4 - 0,5 м/сек. В этой группе применялся интервальный метод тренировки. Дистанция плавания начиналась с 25 м и за 20 тренировок доводилась до 200-400 м.

Больные, которым предписывался режим умеренного воздействия, плавали брассом, на боку, кролем на спине со средней скоростью 0,6-0,7 м/сек. Для них использовался повторно-интервальный метод тренировки. Занятия начинали с отрезков 50 м и за курс (18-20 занятий) доводили дистанцию до 400-500 м.

Тем, кому был назначен режим интенсивного воздействия, рекомендовалось плавать на боку, кролем на груди и на спине, брассом на груди и на спине со скоростью 0,6-0,7 м/сек и 0,8-1,0 м/сек. В занятиях с ними применялись повторный, дистанционный, равномерный методы и с постепенным ускорением. В начале курса большинство занимающихся преодолевали дистанцию 100 м в среднем за 2 мин. 40 сек. Постепенно увеличивая скорость, к 20-му дню они улучшали свой исходный результат на 50- 60 сек.

По окончании месячного курса таких занятий больные получали специально разработанные и отпечатанные «методички» и рекомендации продолжать плавание под наблюдением врачей по месту жительства.

В процессе тренировочных занятий проводился врачебный контроль за больными. У них изучались реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. Велись клинические наблюдения (определялись частота пульса и дыхания, кровяное давление, жизненная емкость легких и другие показатели). Проводились лабораторные исследования крови и мочи. Применялись исследования функциональными методами (осциллография, электрокардиография, механоэлектрокардиография и др.).

После описанных занятий плаванием отмечались только благоприятные результаты.

У страдающих облитерирующими заболеваниями конечностей в 70% случаев уменьшились симптомы перемежающейся хромоты (в 30% случаев они исчезли совсем), прекратились или уменьшились боли в стопах, у 46% улучшилась пульсация на стопах, у 43% повысился осцилляторный индекс, у 51% улучшилась капилляроскопическая картина, у 96% повысилась температура кожи стоп.

У больных атеросклерозом под влиянием плавания увеличились экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, улучшились динамометрические показатели, уменьшился вес; стал более редким пульс, снизилось артериальное давление, улучшились показатели ЭКГ, уменьшилось содержание холестерина и липопротеидов в крови, повысился лецитинхолестериновый индекс.

Занятия плаванием больных гипертонической болезнью I и II-А стадии способствовали нормализации у них артериального давления и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, улучшению биометрических данных и др.

Отмечено, что занятия плаванием в бассейне положительно воздействуют на нервно-психическую сферу пожилых лиц. Повышая эмоциональный тонус, они вызывают приятное легкое утомление, хорошие самочувствие и настроение.

* Облитерация - заращение сосудов.

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня программа физического воспитания дошкольников носит государственный характер. Для её реализации, приказом Министерства Образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Государственного Комитета Российской Федерации по культуре и спорту, Российской Академией образования №2715\227\166\19 от 16.07.2002 г. “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации” определены приоритетные задачи развития и здравоохранения воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие.

Сразу отмечу, что и в нашем детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И.Осокиной “Обучение детей плаванию в детском саду” и, решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей, мы поставили перед собой цель - оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников, рассматривая бассейн – как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Столь значимая цель была реализована при непосредственном изменении содержания традиционной программы обучения плаванию, где мы частично изменили, расширили некоторые приёмы, а также отказались от ряда некоторых приёмов методики, посредством интегрирования нетрадиционных методов. Так как плавание рассматривалось – как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента (задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание), а затем плавное соединение изученных упражнений для приобретения навыка плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств (плавательные доски, поддерживающие пояса – плотики), новый нетрадиционный метод выполнения упражнения в парах, использовалась пальчиковая гимнастика в воде, отрабатывались приёмы выполнения упражнений с опорой на месте, сила толчка при выполнении скольжения, обязательная постановка правильного дыхания.

Более того, использовались игровые приёмы обучения с элементами соревновательности, что придавало динамичность, значительно повышало интерес детей к занятиям, тем самым развивало способности к приобретению навыка плавания и улучшало психоэмоциональное состояние детей.

Оздоровительная работа в бассейне базировалась на принципах, способствующих:

– формированию качественных изменений в оздоровительной и обучающей работе с детьми для:

а) создания положительного психоэмоционального настроения;
б) формирования у детей уверенности в своих силах (путём преодоления чувства страха и беспокойства перед акваторией воды);
в) развития мелкой моторики для формирования двигательных и психических механизмов, влияющих на общее развитие детей.

– созданию атмосферы понимания между взрослым и ребёнком.

– овладению плавательным навыком (как альтернатива медикаментозной профилактики многих заболеваний).

Корректировка традиционной программы, помимо успешной реализации принципа качественных изменений оздоровительной и развивающей задач, способствовала решению конечной цели – овладению детьми жизненно необходимым навыком плавания.

В пользу аргументов целесообразности и результативности инновационных методов обучения можно отметить следующий факт: за период проведенной работы было выявлено, что плавание – это навык, который может быть усвоен каждым дошкольником старшего возраста (при условии системности занятий), и всё это вопреки распространенному мнению, что только дети школьного возраста (3-4классы) хорошо осваивают и справляются с программой обучения плаванию! Более того, занятия плаванием оказало уникальный оздоровительный эффект: и в плане закаливания организма (снизилась заболеваемость: на начало учебного года индекс здоровья в группе составлял – 94,6%, в конце года – 116%), и в плане лучшей тренировки дыхательной системы, и в плане разгрузки опорно-двигательного аппарата и, конечно же в плане благотворного психологического воздействия на ребёнка, следствием чего были отмечены такие изменения: как желание стать лучше (быстрее, сильнее, смелее), уметь и знать больше.

Надо отметить, что к концу года 90% воспитанников умели самостоятельно передвигаться в воде при помощи согласованных движений рук и ног (способом кроль на груди, на спине), 10% с помощью поддерживающих средств.

Итак, слагаемые успеха в качественных изменениях здоровья и результатах обучения плаванию, являются на наш взгляд – новые формы и методы работы с детьми. Остановимся на них более подробно.

1. Контрастный температурный режим воды в бассейне и воздуха. Температура воды +32 градуса, температура воздуха +28 градусов. Теплая вода не вызывала у детей переохлаждения и, тем самым позволила поддерживать положительное отношение детей к занятиям и давала возможность более качественно выполнять упражнения. И как эффективное средство закаливания, дети после занятий в бассейне принимали более холодный душ (ниже +32 градусов).

2. Обязательная постановка правильного дыхания (традиционно детей учат при вдохе с задержкой дыхания – надувать щёки, что не совсем правильно, а ведь необходимо добиваться на первом этапе дыхательного цикла, эффекта – вдыхания запаха цветка). Дыхательные упражнения выполнялись на протяжении всей программы обучения. Упражнения на дыхание служили и как отдых между упражнениями, и как метод для развития выносливости и увеличения объёма лёгких.
Дети хорошо усвоили, что на вдохе с задержкой дыхания – тело у поверхности воды, а на вдохе – тело погружается в воду.

3. Использование упражнений для развития двигательных способностей кистей рук (пальчиковая гимнастика в воде: “Моем руки”, “Моя семья”, “Засолка капусты” и т.д.) И это дало положительные результаты, т.к. развивая подвижность суставов в воде, где вода выступала в качестве своеобразного тренажёра, увеличивался уровень развития мелкой моторики, которая является одним из показателей интеллектуального развития ребёнка (хорошо развивается речь и мышление).

4. Плавательные подготовительные упражнения (“Звёздочка”, “Стрела”, лежание, скольжение) выполнялись с помощью вспомогательного средства, а именно: поддерживающего пояса – плотика , позволившего повысить эффективность овладения горизонтального положения тела в воде (замечательная альтернатива традиционной методике, где упражнения на начальном этапе освоение горизонтального положения тела в воде выполняются с поддержкой партнёром). Только благодаря использованию поддерживающих поясов, процесс обучения не терял привлекательности для детей, так как: это была цель и игра: для неуверенных детей – идеальное решение для преодоления чувства страха; для более подготовленных - приём наилучшего способа добиваться правильного положения тела в воде, более того, использование пояса, исключало однообразие в процессе занятия, и повышало интерес.

5. Обязательное ознакомление с характером движений и изучений элементов в воде с опорой на месте (т.е. изучение движений ногами при поддержке руками за бортик бассейна), так как правильное движение ногами придаёт горизонтальность положения тела и устойчивость в воде. И только затем начинали отрабатывать правильное движение ногами в скольжении.

6. Формирование навыков плавательных упражнений в зависимости от силы толчка от бортика бассейна (в традиционной методике – от дна бассейна, что приводит к прыжковому эффекту, не дающему устойчивости и правильного горизонтального положения тела в воде). Только приём использования сильного толчка от бортика позволил намного легче решить двигательную координационную задачу (придал телу горизонтальность, тем самым, уменьшив сопротивление воды).

7. Использование игровых приёмов обучения, как ведущих в организации занятий. Но, в отличие от ситуаций применения широко известного метода игровых ситуаций, где идёт целенаправленное воздействие на внимание, запоминание, а также на эмоциональное состояние, мы в процессе игрового метода ввели приём игра-соревнование (“Кто быстрей?”, “Кто дальше?”, “Кто лучше?”), более того, при обучении какому-либо элементу техники плавания подбирались игры, в которых этот элемент преобладал. Естественно сразу возникает вопрос о дозировке выполнения упражнений, так как в присутствии элемента соревновательности, дети высоко эмоциональны, вследствие чего могло возникнуть перевозбуждение и утомление. Приём регулирования был достаточно прост: плавательные упражнения выполнялись в парах (в традиционной методике рекомендуется, чтобы все дети одновременно выполняли упражнения). Всё это дало хороший результат:

Во-первых – это оптимальный приём регулирования нагрузки и отдыха, что способствовало здоровьесбережению детей.

Во-вторых – дети выполняли плавательные движения в зависимости от своих способностей (плавучесть, гибкость, сила), не задумываясь над законами, которым подчиняются плавательные движения (выталкивающая сила, сопротивление воды). Отдыхающие дети получали возможность наблюдать за качеством выполнения упражнений других, следовательно, имели возможность рассмотреть, оценить и проанализировать элемент техники плавания, тем самым им предоставлялась возможность замечать ошибки, исправлять их. По мере совершенствования приобретенного навыка выполнения того или иного типа плавательных упражнений, дети были уже способны отмечать правильное движение в воде от неправильного.

В-третьих – у инструктора была возможность осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику, (т.е. подсказать, например: “Что пальцы во время гребка должны быть сомкнуты”, “не хлопать по воде руками”, “проносить правильно руки по воздуху”, “не делать отрывистых движений ногами”, “не проносить широко руки над водой”, и т.д.), объяснить - как должен ребёнок выполнить то или иное движение правильно, и это каждому конкретно, вместо общих объяснений!. Причём очень важно было использование образных выражений, например в такой формулировке: “Во время плавания скользите по воде легко, как – уточки”, и т.д. Дети воспринимали это как игру, как проявление заботы, доброжелательности и внимания со стороны взрослого, боле того у них выработалась определенная уверенность в своих способностях.

В-четвёртых – упражнения выполнялись с использованием разнообразных средств (плавательных досок, поддерживающих поясов), чтобы дети не уставали и не охладели от повторений одних и тех же упражнений, тем самым заинтересовывали ребёнка и вызывали положительные эмоции. После множества попыток повторения они уже овладевали необходимой координацией движений.

На наш взгляд такая работа детей в парах способствовала развитию самостоятельности, развития способности к наблюдательности, оценки и бесспорно повышала потенциал ребёнка как в физическом так и в здоровьесберегательном плане.

И последнее, что хотелось бы отметить – на каждом занятии обязательно учитывалось качество выполнения упражнений ребёнком, с целью приобретения им в дальнейшем наиболее полноценных навыков и умений, и, безусловно, для успешного освоения навыкам плавания огромное значение имел предварительный показ инструктором правильной техники плавания.

Результатом наших инновационных приёмов в процессе обучения плаванию, явились приобретённые нашими воспитанниками жизненно важные факторы:

Во-первых – научившись плавать, дети в дальнейшем способны будут этот навык развивать всю жизнь, лишь совершенствуя технику плавания.

Во-вторы х – овладение навыком плавания выработали у детей огромный потенциал здоровьесбережения.

В-третьих – выработалась определённая уверенность в своих силах и способностях.

Для наших воспитанников умение плавать вызвало неожиданное ощущение радости и удовольствия, что “Я плыву!..”. Удачи им!

Похожие статьи