Конспект фронтального занятия “Звук С”. Конспект логопедического занятия «Постановка звука Характеристика и артикулирование звука С

01.04.2024

Конспект Логопедического занятия Звуки [с] и [с’]

Подготовила Елена Наследова

Тема: Звуки [с] и [с’].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей различать звуки [с] и [с’];
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Продолжать обучать детей звуковому анали­зу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Предварительная работа: знакомство со звуком буквой и звуком [с]

I . Организационный момент.

– Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

  • Самая болтливая птица (сорока).
  • Ночная птица (сова).
  • Число, следующее за числом шесть (семь)
  • Птица с желтой грудкой (синица)
  • Усатая рыба (сом)
  • Что видим, когда спим (сон)
  • Цвет моря (синий)
  • Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]).

– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II . Основная часть

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

1. : упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».

2. Игра «Гости»

– Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [с’]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])

Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)

– А в слове Сема? (звука [с’])

– Ева дай характеристику звуку [с’]. (Звук [с’]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)

– В чем сходство между звуками [с] и [с’]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)

– А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с’]- мягкий).

3. Игра «Угостим гостей».

– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

– Соню угостим угощениями со звуком [с].

– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

А Сему угостим угощениями со звуком [с’].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

4. Игра «Расселим животных».

– Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с’] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)

Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.

III . Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…

IV . Закрепление материала.

Игра «Магазин»

– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)

(практическое выполнение задания)

Звуковой анализ слов.

– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.

(выкладывание слов)

Молодцы все справились.

V . Итог

– Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с’]).

Оценивание деятельности учащихся

Список используемой литературы:

1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.

2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2001г., 79с

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Учитель – логопед

Новоазовского я/с №6 « Ласточка»

ПетергеринаВ.А г.Новоазовск Донецкой обл.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.

Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звуко-буквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

В начале слова (санки, сумка );

В середине слова (носки, лиса );

В конце слова (ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

11. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

V. Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

Автоматизация звука [с]

Автор: Гребенщикова Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Место работы: КОУ ВО «Бобровская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)

1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.

2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!

3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.

5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.

6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. (учитель – логопед использует мнемотаблицу).

4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.

5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).

5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко - слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!

Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.

Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Артикуляционная зарядка

1. Губы в улыбку, в трубочку.

2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.

3. Надувание шаров и резиновых игрушек.

4. Дутьё в пузырёк.

5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.

II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.

– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.

III. Автоматизация «С» в словах и слогах

1. Диафильм.

Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.

Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.

3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные, синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)

4. На доске картинки. Выберите вначале слова со звуком «С» в начале слова, затем в середине слова и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан, стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля, самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза, кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.

5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)

6. Сделать упражнение со словами:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.

7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.

  • Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
  • Две сестры летом зелены
    К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина)
  • Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
  • Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
  • С хозяином дружит,
    Дом сторожит
    Живёт под крылечком,
    А хвост колечком? (Собака)
  • Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается? (Собака)
  • По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
  • Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
  • По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит.
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки. (Гусь)
  • И в море не купаются
    И нет у них щетинки
    И всё же называются
    Они – морские … (свинки)
  • Трещала с самого утра:
    «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит … (сорока)
  • Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья, белобока,
    А зовут её … (сорока)
  • Всю ночь летает – мышей добывает,
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
  • И в лесу заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих,
    Мыши прячутся дрожа.
    Очень уж суровы
    Филины и … (совы)
  • На шесте дворец,
    Во дворе певец,
    А зовут его … (скворец)
  • Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (снегири)

1. Рассказать стихи о слоне

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)

2. Составь из слогов слова.

Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка .
Смо, ди, на, ро – смородина .

3. Замени букву «З» на «С».

Бузина, позади, зев, зажать.

4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.

В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …

5. Чистоговорка.

На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.

V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).

VI. Итог занятия

Нарушения речи у младших школьников имеют разные причины, различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Нередко у школьников, которые имеют нарушения речи, наблюдаются следующие признаки:

  • бедность словарного запаса,
  • нарушения грамматического строя речи,
  • связной речи,
  • несформированность звукопроизношения,
  • неполноценность фонематического восприятия.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых дефектов можно условно выделить группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью. К таким нарушениям относятся: дислалии, ринолалия и дизартрия.

Другую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалия, ринолалия, дизартрия).

Расстройство письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи — явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

В школе у учащихся младших классов встречается дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках: замены рукописных букв, графически сходных в-д, л-м, ц-щ, замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, например: т-д, п-б, г-к, с-з. Искажения звуко-буквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, например: (весена вместо весна, стана вместо страна, кулбок вместо клубок).

Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов, (например, изтеплых стран летят грачи – из теплых стран летят грачи.)

Аграмматизмы на письме (например, много карандашов, нет ключов, на ветков) вместо много карандашей, нет ключей, на ветках.

Основываясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций письма.

С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:

1. — это форма дисграфии на фоне расстройства устной речи.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

2. Дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) — акустическая дисграфия .

Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Б-П, Д-Т, С-З, и другие, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, З-Ж, а также гласные О-У, Е-И).

Механизм акустической дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение у детей является нормальным. Неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесения с буквой.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Механизмом явлется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

  • деление предложений на слова,
  • слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Искажения звуко-буквенной структуры слова, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

4. Аграмматическая дисграфия .

Этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Оптическая дисграфия .

Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв, чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом(П-Т, Л-М, И-Ш,) или смешиваются буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С), зеркальное написание букв, письмо справа налево.

Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «С» и буква «С». Занятие можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у младших школьников, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [С] и буква С

Цель: Закрепление правильного произношения звука [С].

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

Уточнить артикуляцию звука «С» в слогах, словах, предложениях;
- закрепить правильное произношение звука «С»
- развитие фонематического слуха;
- обогащать словарный запас;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
- закрепление умения анализировать предложения.
- развитие общей моторики.
- развитие связной речи.

2. Развиващие:

Развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- формировать самоконтроль за речью.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время урока;
- формировать активность и самостоятельность на занятии;
- прививать внимание к красивой и правильной речи.

Оборудование: карточка с изображением самоката и насоса, игрушки-Снегурочка и Снеговик, иллюстрированные картинки по данной теме, карточки со словами для придумывания новых слов.

Ход логопедического занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.

Здравствуйте ребята!

Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какая погода? (Холодная, зимняя.)

А какое у вас сегодня настроение? (Хорошее.)

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для воздушной струи.

«Подуем на снежинки». Набрать воздух, с силой подуть на снежинку.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

Упражнения для губ.

«Покажи зубки». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

Губы вперед на счет /У/.

Губы улыбаются, губы вперед /И-У/.

Упражнения для языка

1) «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

2) «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год.)

Посмотрите, к нам в гости пришли сказочные персонажи: Снегурочка и снеговик, они принесли нам подарки, разные сладости: сайки, сушки, кексы, круассаны, шоколадное масло, ананасовый сок, а также игрушки для детей: самокаты для мальчиков и куклы для девочек.

Пусть Снегурочка и Снеговик погреются, а мы поговорим:

Ребятам очень понравились подарки снеговика и Снегурочки, разные сладости: сайки, кексы, круассаны, ананасовый сок.

А мальчикам также понравились подарки: самокаты и скейнворд.

Скажите, какой одинаковый звук слышится в названиях подарков?

Правильно, звук «С».

Звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С».

Ребята решили накачать колеса у самокатов, чтобы они лучше ездили.

3. Развитие общей моторики.

Давайте мы с вами тоже попробуем помочь мальчикам накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С».

Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз

Итак, сегодня мы с вами будем работать над звуком «С».

4. Закрепление правильной артикуляции звук «С»:

Давайте возьмем зеркало и посмотрим, как расположены органы артикуляционного аппарата при произнесении звука «С».

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Язык широкий. Он упирается в нижние зубы, посередине языка-канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем на кончик языка «С-С-С».

При произнесении звука «С» ощущается холодная струя воздуха.

Давайте мы с вами произнесем звук «С».

Молодцы! Звук «С» получился.

5. Характеристика звука «С»:

Звук «С» согласный, парный, бывает твердый, а бывает и мягкий, если после согласного стоят гласные первого ряда А О У Ы Э, то звук «С» твердый, а если после согласного стоят гласные второго ряда Я Е Ю И Е или Ь, то звук мягкий.

А как вы думаете звук «С» звонкий или глухой?

Давайте проверим, приложим ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук «С», скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит?

Звук мы слышим и произносим.

6. Определите звук «С».

Я буду произносить звуки, а если вы услышите среди них звук «С» поднимите руку:

А-И-У-О-В-Н-С-Т-Х-Ш-А-Ф-ЛЬ-З-Ш-С-Щ-Ч-ЛЬ-ТЬ-ЗЬ-Ы-Щ-Ц-С.

Определите звук «С» в словах, я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в словах, то хлопните в ладоши: сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

Я буду называть слова и показывать картинки, если в них слышится звук «С», то отложите эти картинки себе, а те картинки, в которых нет звука «С» отложите в сторону: сом, капуста, кот, слива, дом, снеговик, сахар, гусь, сапог, снежинка.

Давайте поиграем в игру «Улиточки». (Если звук «С» находится в начале слова, то «Улиточка» в начале полоски, если звук в середине слова, то «Улиточка» в середине полоски, а если звук находится в конце слова то «Улиточка» в конце полоски.

Игра «Вагончики». (Если в вагончике одно окошко, то один слог, если в вагончике два окошка-то два слога, если в вагончике три окошка-три слога, если в вагончике четыре окошка-четыре слога.)

Выберите три любых слова со звуком «С». (Сом, масло, капуста.)

Итак, в слове сом звук «С» находится в начале слова, в слове сом один слог.

Физкультминутка.

На кокосы, на кокосы,
Налетели мы, как осы. (Руки поднимаем вверх)
А кокосы далеко, далеко, (Прыжки на двух ногах)
А кокосы высоко, высоко.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик левой рукой»).

7. Знакомство с буквой «С».

Мы произносили звук «С», он похож на то, как работает насос.

У звука «С» есть свой письменный знак.

Послушайте стихотворение И.Блюмкина про букву «С».

Купил я сушек килограмм,
А в нем все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы «С» подружки.

Вот так, буква «С» похожа на половинку сушки, букву мы видим и пишем.

Давайте попробуем нарисовать букву «С» в воздухе, можно попробовать сложить ее из ниточек или вылепить из соленого теста.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Давайте нарисуем стакан с соком.

А теперь давайте проведем звуко-буквенный анализ слова СОК цветными карандашами, определим, сколько гласных в слове, сколько согласных звуков, сколько слогов.

В слове СОК три звука, три буквы, один гласный звук, два согласных звука,
один слог.

С — согласный, парный, глухой, твердый.
О — гласный, ударный
К — согласный, парный, глухой, твердый.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Придумывание слов из слогов.

а) Посмотрите — это карточка, где написаны слоги:

СА-…, ЛИ-…,…-СА, …-СА, …СА, …-СА.

Придумайте слова и допишите слоги. Получившиеся слова прочитайте и объясните значение каждого слова (сапог, лиса, полоса, колбаса, коса.).

б) Сложение слов из слогов.

Посмотрите, здесь на этой карточке написано слово из слогов:

СА-КАТ-МО (самокат)

Составь из слогов слово, объясни значение этого слова.

Посмотрите, как я произношу это слово, потом вы произнесите, глядя на себя в зеркало. (Закрепление правильной артикуляции звука «С»).

Слово произносим медленно и записываем в тетрадь по слогам.

Скажите, о каком звуке мы с тобой сегодня говорили?

О звуке «С».

На что похож звук «С»? (На то, как работает насос: «С-С-С».)

Скажите, у звука «С» какой свой письменный знак? (Буква «С».)

На что похожа буква «С»? (На половинку сушки.)

Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Найдите букву «С» в разрезной азбуке и покажите ее.

10. Работа с предложением.

Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?

Снегурочка.

Скажите, что принесла Снегурочка детям? (Подарки.)

Какие подарки? (Новогодние).

Составьте предложение по картинке.

Снегурочка принесла детям новогодние подарки.

Скажите, сколько слов в предложении получилось? (Пять слов.)

Давайте составим графическую схему предложения.

Слово Снегурочка с какого звука начинается? (Со звука «С».) Напишите в тетради букву «С».

Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось?

Янкина Наталья Валерьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №1,
г. Новый Уренгой, ЯНАО

Литература:

1. Р.И. Лалаева Л.В. Ведиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2001 года.
2. «Загадки в картинках». Издательство Астель г. Москва.
3. Е.В. Колесникова «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». Москва 2011 год.
4. Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Москва ООО ГД «Издательство Мир книги»; 2008 год.
5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004.
6. М.В. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Москва «Просвещение» 1989».

Похожие статьи
 
Категории